Опыт

Сдала квартиру мошеннику

Настя Завьялов сдала квартиру в Дубае мошеннику и потратила полгода на то, чтобы его выселить. А потом рассказал нам, как это было и почему неплательщика так сложно выгнать.

Прошлой осенью я искала нового жильца для своей квартиры в районе Business Bay в Дубае. Один из кандидатов предложил 120 000 AED за годовую аренду, разбив платеж на 12 чеков. Это было больше, чем предлагали другие арендаторы. Идея с 12 чеками не показалась мне подозрительной, а жилец казался нормальным — в документах было написано, что он врач из Египта.

В сентябре 2024-го мы заключили контракт, и первый платеж арендатор заплатил наличными, а в счет остальных выписал чеки. Когда я попыталась обналичить чек за второй месяц, банк его отклонил. Чек был настоящим, но на нем была некорректная подпись. Я сразу написала жильцу, и он ответил: у меня умер брат, я уехал в Египет, вернусь через неделю и всё возмещу. Я согласилась, но очень переживала. Через неделю он не заплатил и перестал отвечать на сообщения.

Я обратилась к юристу, и мы начали процесс выселения через суд — как оказалось, долгий и дорогой. Сначала суд должен выдать уведомление с требованием оплаты аренды в течение 30 дней. На получение документа ушла неделя, его повесили на дверь сданной квартиры. При этом юрист посоветовал мне не общаться с жильцом — если бы арендатор заплатил мне хотя бы 100 AED, это затянуло бы процесс выселения.

В течение месяца жилец ничего не заплатил, и мы подали заявление в суд. Заседание назначили на 15 декабря — через два месяца после того, как мне перестали платить за квартиру. На заседании судья принял документы и назначил дату вынесения решения — еще через месяц, в январе 2025-го. Арендатор на заседание не пришел.

В январе суд вынес решение о выселении. Чере две недели, когда вышел срок апелляции, мне назначили дату выселения — в апреле. Это была ближайшая свободная дата у судебного пристава. Так весь процесс выселения затянулся на полгода. Всё это время знакомые говорили мне: Настя, иди сама выгони этого жильца. Но юрист сказал, что я не имею права заходить в квартиру. Арендатор может заявить, что я украла что-то ценное, подаст в суд, и я буду в проигрыше.

В день выселения дверь моей квартиры открыла девушка. Она не понимала, что происходит. Судебный пристав сообщил ей о выселении и дал время на сборы до вечера. К тому моменту я уже знала, что в моей квартире живет не тот, с кем я заключила контракт: охрана сообщала, что они видели в моей квартире каких-то девушек. То есть мошенник не только не платил за аренду, но еще и пересдал квартиру.

Я потеряла из-за мошенника около 75 000 AED — 15 000 ушло на оплату работы юриста и судебные сборы, 60 000 — упущенный доход за аренду. Кроме того, пока квартира фактически простаивала, я оплачивала ипотеку и сервисные сборы здания.

После решения суда юрист предложил наложить на мошенника travel ban, но я не стала этого делать — на это понадобились бы дополнительные расходы: на работу юриста и сборы, чтобы зарегистрировать заявление. Выяснилось, что жилец взял в аренду еще несколько квартир в Дубае и не платил за них. Он за это никак не наказан, так как уехал из ОАЭ. Мошенник знал, что выселение через суд занимает много времени, и воспользовался этим.

Мы смеемся над чековой системой в ОАЭ, но чеки — это единственное, что может обезопасить владельца квартиры от такого мошенничества. Так, подлинность первого чека стоит сразу проверить в банке или банкомате. Также важно количество чеков: 1 или 2 вместо 12 помогут избежать обмана, так как при их обналичивании вы сразу получите крупную сумму.

В июне я смогла сдать квартиру снова. На этот раз я по-другому подошла к этому вопросу — делала бэкграунд-чек жильца и просила у арендодателя оплату одним или двумя чеками. В итоге я пошла на компромисс по цене, но сдала квартиру адекватной девушке.

Теперь я хочу продать эту квартиру — я заработала на нее своим трудом, вложила много сил и энергии, но после истории с мошенником больше не хочу ею владеть.