Многие, наверное, заметили, что дата окончания Рамадана никогда неизвестна заранее. Не все понимают, почему это происходит, а это реально удивительная история. И она тем более удивительна, что на Ид-аль-Фитр в ОАЭ завязаны 4 выходных дня, и их даты тоже неизвестны до последнего. Как люди в такой ситуации планируют отпуск, я не знаю, но давайте объясню, что за сложность с определением этой даты.
В отличие от православия, в котором есть патриарх, или католичества, в котором есть папа, в исламе отсутствует центральная духовная власть. Поэтому даты религиозных праздников в каждой отдельной мусульманской стране определяет правительство. Ислам использует лунный календарь, и начало каждого месяца совпадает с новолунием. Но определить это явление без астрономических вычислений непросто. При новолунии Луна не видна на небе, и лишь спустя пару дней после новолуния ее можно заметить (и то при очень ясной атмосфере).
Ид-аль-Фитр, который в России известен как Ураза-байрам, начинается в новолуние — но не астрономическое, а в момент, когда серп молодой Луны можно увидеть в небе невооруженным глазом. Из-за этого дату очень сложно предсказать. Она зависит от конкретных наблюдений в конкретном месте, и теоретически небольшая облачность может отсрочить торжество на сутки. В современном исламе есть огромное количество людей, включая ведущих богословов, которые предлагают использовать для определения даты строгое астрономическое знание. Например, это предлагало Исламское сообщество Северной Америки, отмечая, что таким образом даты будут заранее известны на годы вперед. Многие мусульмане считают это решение здравым, но консенсуса нет.
С практикуемым сейчас фактическим наблюдением за Луной существует еще одна проблема. Некоторые страны объявляют о начале праздника по наблюдениям в Мекке, а другие — по своим собственным. Из-за этого в некоторые годы случалось такое, что в ОАЭ мигранты из, скажем, Пакистана праздновали Ид-аль-Фитр в день, установленный пакистанским правительством, который мог на сутки отличаться от установленного в ОАЭ.
Все это выглядит со стороны страшно неудобным и запутанным, но мусульмане привыкли к такому положению дел. Те, кто призывает к реформам и астрономическому подходу, всё заметнее, но едва ли ситуация изменится — ислам максимально децентрализован и такое решение просто некому принять.