Локал

В ОАЭ есть анклав Омана, а внутри анклава — анклав ОАЭ

На западе ОАЭ, в 150 км от Дубая, есть деревня Нахва, но чтобы доехать до нее, придется два раза пересечь границу Омана, а потом еще дважды — чтобы вернуться домой. Технически Нахва — часть эмирата Шарджа: здесь, на территории 4,4 км², живут около 500 человек. Но со всех сторон деревня окружена территорией Омана площадью 75 км². Эта территория называется Мадха, и она, в свою очередь, со всех сторон окружена ОАЭ.

Мадха — эксклав Омана — возник на стыке 1930–1940-х годов, когда четыре клана, правящих на полуострове Мусандам, делили территории. Старейшины Мадхи присягнули султану Омана, а все близлежащие деревни, включая Нахву, — правящим семьям Шарджи, Фуджейры и Рас-эль-Хаймы. На тот момент решение старейшин Мадхи было мудрым: до открытия месторождений нефти на нынешней территории Эмиратов оставалась пара десятилетий, и Оман тогда выглядел более респектабельным союзником, чем клан Касими, чьи потомки теперь управляют эмиратами Шарджа и Рас-эль-Хайма.

Сейчас последствия этого выбора видны невооруженным глазом — в небольшой Нахве есть фермы, школа, клиника и отделение полиции, а в Мадхе возникает ощущение, что за пару десятков лет тут не было никаких изменений. Посмотреть на всё это несложно: дорога из Дубая до этой череды анклавов займет 1,5–2 часа на машине. Въехать на любую из территорий можно свободно — здесь нет пограничников, лишь придорожные знаки, обозначающие границу.

И кстати, похожий феномен есть еще в поселке Барле, разделенном между Голландией и Бельгией. В нем множество голландских анклавов расположены внутри бельгийских (и даже дома, где часть подъездов в одном государстве, а часть в другом).