В Дубае в любом зоомагазине можно встретить товары и для кошек, и для собак, но уже в соседней Саудии нет ни домашних собак, ни товаров для них. Почему?
Оба популярных утверждения, будто для мусульман собака животное нечистое, а кошка чиста, не совсем верны. Коран не содержит ни одного негативного упоминания собак. Наоборот, в нем есть история о том, как собака охраняла благочестивых людей, а в одном из хадисов, толковании деяний пророка, есть история человека, который попал в рай за то, что напоил бродячего пса.
При этом в современном исламе собака всё же считается нежелательным животным для содержания в доме. Исключение делается для собак-поводырей. Иметь в хозяйстве любую служебную собаку — охотничью, охранную или пастушью — также считается нормальным.
История с кошками совсем иная. Они не упоминаются в Коране, но существует множество легенд о любви к ним Мухаммеда. Согласно легенде, его кошку звали Муизза, и однажды она спасла Пророка от смерти, придушив спрятавшуюся в его одежде змею. В другой раз Мухаммед, не желая будить заснувшую на его халате Муиззу, просто отрезал эту полу халата. Всё это исламские богословы считают неподтвержденными фактами. Но признают, что Мухаммед действительно любил кошек, как и его соратники. Одного из своих ближайших сподвижников, Абдуррахмана аль-Ямани, Мухаммед называл Абу Хурайра, то есть «Отец котят», так как тот постоянно возился с кошками. Поразительно, но именно под этим именем он вошел в историю.
В целом — и это основное отличие кошек от собак для мусульманина — кошка считается априори чистым животным, которое ухаживает за собой. А вот собаку к таким не относят. Мусульманин может взаимодействовать с собакой, однако следы соприкосновения, особенно слюну, надо обязательно смыть. Многие богословы считают собачью шерсть чистой, то есть гладить пса, если он вас не лизнул, можно без каких-то последующих действий.